Артур Кескинов: Мы стремимся к диалогу и взаимопониманию
В Москве стартовала программа выполнения капитального ремонта многоквартирного жилого фонда. Позади долгий и трудный подготовительный период: бесконечные консультации, собрания, голосования, споры о финансировании. Правительство Москвы, приступая к реализации этого масштабного проекта (он продлится 30 лет), предложило жителям два альтернативных варианта управления процессами. Самостоятельный и государственный.
В первом случае бремя ответственности возлагается на жителей, которые решили своими силами организовать ремонтные работы. Во втором, эта обязанность, а значит и ответственность, возложена на Фонд капитального ремонта многоквартирных жилых домов г. Москвы – государственную организацию, созданную Правительством Москвы зимой 2014 года. Она включена в структуру столичной власти и наделена полномочиями по организации всех капитальных ремонтных работ.
Именно сотрудникам Фонда капитального ремонта предстоит все эти десятилетия быть на переднем крае фронта работ. О том, какие сейчас задачи стоят перед руководством, кому, фигурально выражаясь, доверят штурвал, автору статьи удалось выяснить в беседе с руководителем Фонда Артуром Кескиновым.
- Артур Львович, Фонд капитального ремонта создан не так давно – в декабре прошлого года. Как обстоят дела с кадрами?
- На сегодняшний день штат укомплектован на 15%. Пусть Вас не пугает эта небольшая цифра. Практическая часть программы длится всего неделю, и мы сейчас заняты поиском персонала. Сотрудников подбираем на открытом конкурсе, который мы организовали совместно с Московским Государственным Университетом Управления (МГУУ) Правительства Москвы. Перед нами стоит задача набрать команду профессионалов высокой квалификации, а сделать это можно только рассмотрев максимальное количество кандидатов.
- Насколько интересна соискателям работа в Фонде капитального ремонта? Участок непростой, механизм только предстоит настраивать и отлаживать?
- Конкурс начался 15 июня и первые результаты показали высокий интерес кандидатов. Объявления о вакансиях мы разместили на порталах Правительства Москвы, «Наш Город», «Вакансии Правительства Москвы». Надо сказать, что такое масштабное рекрутинговое мероприятие Москва проводит впервые. На сегодняшний день нами рассмотрено 1200 заявок. И они продолжают поступать. Так что у каждого, кто хочет попробовать свои силы есть возможность принять участие в конкурсе.
- Кого из специалистов вы сейчас ищете? Насколько квалификация кандидатов соответствует заявленным требованиям?
- Сегодня мы проводим набор технических специалистов. Это инженеры технадзора и сметчики. Обусловлено это тем, что уже в августе мы начнем, что называется, «приходить в дома». Без этих специалистов организовать работу невозможно. Инженер технадзора должен организовать работу, обеспечить все условия для её своевременного исполнения. Плюс ко всему, в его обязанность входит и общение с жителями – он должен объяснить, для чего проводятся работы, сообщить сроки проведения, учесть пожелания жителей. Задача сметчика – работа с документацией. Могу сказать, что профессиональный уровень соискателей меня приятно удивил и даже превзошел ожидания.
О конкурсе по подбору кадров в Фонд капитального ремонта стоит рассказать подробно. Такая система подбора персонала уже зарекомендовала себя в HR-отрасли. Это не стандартное собеседование с приглянувшимся кандидатом. В открытом конкурсе соискатель не рассказывает о своих достоинствах, а показывает на деле, на что он способен.
«Главный критерий для нас – это профессионализм и способность максимально использовать накопленный опыт и знания в работе», - рассказал автору Василий Фивейский, и.о. ректора МГУУ Правительства Москвы. «Мы ищем тех, кто умеет наладить коммуникации с людьми, обладает аналитическим мышлением. Это очень важно, потому что работать предстоит с цифрами, документацией, большими объемами информации. Поэтому аккуратность и исполнительность тоже важный критерий отбора. Владение компьютером и умение не заблудиться во Всемирной паутине даже не обсуждается. Сейчас, когда практически весь документооборот и оформление госсуслуг переводят в электронный вид, знание Интернета – производственная необходимость».
Как выглядит портрет кандидата на должности технических специалистов Фонда? Больше половины - это уже опытные профессионалы, в возрасте от 30 до 50 лет.
У многих за плечами работа в государственных и коммерческих структурах. Многие не понаслышке знакомы с жилым фондом Москвы по прежней работе в структурах ЖКХ города. Среди тех, кто пришел из коммерческого сектора есть те, кто работал в таких компаниях как ГК «ПИК», «ДОНСТРОЙ», ГК «Мортон».
«Профессии инженера технадзора и сметчика считаются мужскими. Мы получили 669 заявок на должность инженера и 514 – на должность сметчика», - уточнил Василий Фивейский. «Конкурс на позицию инженера – 7 человек на место, на сметчика – 25. Много откликов от молодежи – 38 % соискателей еще не исполнилось 30 лет. Сразу хочу сказать, что у нас нет строгих возрастных ограничений. Также мы не принимаем во внимание гендерный фактор. Главное -профессионализм и квалификация»
В разговоре с кандидатами интереснее всего было узнать, чем привлекла их вакансия, предложенная Фондом. Самые частые ответы - это возможность работать по специальности и обучаться новым знаниям, масштаб планируемых работ и стабильность работы в государственной организации.
- Артур Львович, на какую зарплату может рассчитывать кандидат, успешно справившийся со всеми испытаниями?
- Стартовая сумма для инженера технадзора составляет 47 тысяч рублей. Но у нас предусмотрена система поправочных коэффициентов. Все зависит от того объема работ, который будет выполнять сотрудник. Могу сказать, что заработная плата у нас вполне достойная, конкурентная на рынке. Плюс обязательный соцпакет.
Конкурс состоит из нескольких этапов. Первый – это «мозговой штурм». За двадцать минут команды должны сделать презентацию о том, как организовать тот или иной этап проведения капремонта. Её оценивает жюри из экспертов и руководителей Фонда капитального ремонта. На специально организованном публичном конкурсе, где собрались журналисты столичных и федеральных СМИ, конкурсантов проверили на их умение организовать работу с жителями. По условиям, команды должны были объяснить жюри, что надо и что НЕ надо делать при работе с населением.
- Почему такое внимание, именно, к коммуникативным навыкам кандидатов?
- Знание технологий строительства и ремонта, способов и методов обработки материалов – это профессия кандидатов. Они этому учились, они с этим работали и будут работать. Но для нас важно, чтобы человек был клиенториентирован. В нашем случае клиент – это житель Москвы. Сколько людей – столько и мнений, и характеров. Поэтому важно, чтобы наши сотрудники умели находить общий язык с людьми и выстраивать конструктивный диалог. С помощью такого теста мы сразу можем понять – справится кандидат с этой задачей или нет.
К слову, этот этап еще и проверка на способность генерировать идеи и лидерские качества. Еще один важный фактор – стрессоустойчивость. По сути, участники команды конкуренты друг другу. Каждый претендует на вакансию, но выберут не всех. Важно не обращать на это внимание и действовать так, как если бы это было обычное совещание. Добавляют нервозности снующие вокруг журналисты и фотовспышки, телеоператоры, ради красивого кадра залезающие на стол. Обстановка действительно максимально приближена к боевой. Умение сосредоточится - шанс пройти на следующий этап.
Предложенные презентации разительно отличались друг от друга. Первые докладчики успешно справились с заданием. В числе необходимых при работе с жителями условий они указали соблюдение чистоты, согласование времени проведения шумных работ, признали недопустимым замусоривание территории, срыв сроков сдачи объекта. Вторая команда, по словам Артура Кескинова, явно состояла из бывших сотрудников ЖКХ. Предложенная ими презентация пестрила замысловатыми терминами, типа «паспорт объекта», «исходно-разрешительная документация», «дотационная составляющая».
«Это недопустимо – так разговаривать с жителем», - критиковал Артур Кескинов соискателей. «Вас можно понять только со словарем. С таким лексиконом, работа на объекте превратится в череду конфликтов из-за непонимания. Говорить с жителями надо на понятном им языке». Правда, под конец он добавил ложку меда в бочку дегтя, заметив, что в знании кандидатами матчасти и документооборота сомнений нет.
- После каждого испытания происходит отсев кандидатов. Сколько человек, обычно, доходит до финиша?
- Поскольку критерии отбора у нас довольно жесткие, в среднем, на следующий этап не проходят 20 % процентов соискателей. С теми, кто справился с заданиями и проявил себя, на заключительном этапе индивидуально беседуют руководители подразделений Фонда. Они же и принимают окончательное решение. Кстати, мы стремимся к тому, чтобы принятый на работу сотрудник работал в том же административном округе, где живет. Так он, во-первых, не будет тратить время на дорогу, а во-вторых, ему не надо будет изучать новую территорию.
- Сколько всего человек будет работать в Фонде? Когда штат будет полностью укомплектован?
- Общее количество сотрудников Фонда составит 400 человек. Такие «Дни оценки» мы сейчас проводим непрерывно. Кроме технических специалистов нам нужно организовать абонентскую службу, юридический и финансовый отдел, IT- и другие подразделения. Я рассчитываю, что к декабрю этого года штат будет полностью укомплектован.
Отбору и подготовке специалистов Фонда капитального ремонта не зря уделено столько внимания. Всего, по регламенту программы, на каждом доме будет выполнено 14 видов работ. Это замена систем горячего и холодного водоснабжения, замена систем центрального отопления, замена лифтов, обновление кровли, косметический ремонт и покраска, замена систем пожарной безопасности и дымоудаления, замена водостока и канализации, ремонт мусоропроводов, установка стекол и ремонт дверей в общих подъездных помещениях. Поэтому к каждому из сотрудников предъявляются повышенные требования в знании тонкостей и нюансов ремонтного процесса.
Эльдар Шафигуллин